
Подвиньтесь, Леонардо - Верроккьо выходит из тени в Национальной галерее
Андреа дель Верроккьо и помощники (Леонардо да Винчи и Пьетро Перуджино), Мадонна с младенцем и двумя ангелами, ок. 1470/1474. Темпера на панели. Национальная галерея, Лондон
Знакомство с Андреа дель Верроккьо (1435–1488), который учил Леонарда да Винчи в течение десяти лет, не должно быть необходимым - это все равно что упоминать в разговоре имя, например, Игорь Стравинский . И все же Верроккьо отошли в тень. Выставка «Верроккьо: скульптор и художник эпохи Возрождения Флоренции» (15 сентября - 12 января 2020 г.) в Национальной галерее искусств в Вашингтоне может это изменить. По крайней мере, должен.
Посетители увидят расписной бюст аристократического покровителя Джулиано Медичи (ок. 1475 г.), типичное изображение гордого дворянина эпохи Возрождения. А выполненная из бронзы (дороже мрамора в те времена… 15 век) скульптура Верроккьо «Путто с дельфином» (1465-80), кажется, готова взлететь. Крылатый ребенок стоит на одной ноге на пьедестале в виде шара и держит на руках маленького дельфина. Скульптура выглядит как большая игрушка и, похоже, была задумана только для удовольствия.
СМОТРИ ТАКЖЕ: Шеф-повар Массимо Боттура, отмеченный звездой Мишлен, раскрывает свой вкус в искусстве, курируя шоу
Присмотритесь, а затем обойдите его, и вы увидите, что Верроккьо создал произведение, чтобы его было видно со всех сторон, нарушив нормы скульптуры времен Верроккьо.
Как бы то ни было, вы его перекручиваете, - рассказывает Путто. новые детали. Верроккьо и ученые того времени назвали его спиральной конструкцией или figura serpentinata в том смысле, что она была спроектирована так, чтобы ее можно было рассматривать с разных точек зрения. Даже с капризом, как ребенок со своим «домашним» дельфином, Верроккьо открыл новые горизонты.
Верроккьо был художником, рисовальщиком и даже архитектором (наконец-то). Но великий статус Леонардо все еще бросает тень на этого мастера, который на самом деле помог своему прославленному ученику стать Леонардо.
Шоу в Вашингтоне снова привлекает внимание к Верроккьо, демонстрируя его работы в различных СМИ для широкой публики. впервые в США. В него вошли более 50 произведений Верроккьо или приписываемых ему. Будьте готовы к трепету.
Андреа дель Верроккьо, Путто с дельфином, c. 1465/1480. Бронза. Museo di Palazzo Vecchio, Флоренция
Верроккьо начал свою жизнь в искусстве, изучая ювелира. Уроженец Андреа ди Микеле ди Франческо де Чиони, он, похоже, был переименован в Верроккьо в честь ремесленника, который нанял его в ученики. Мы не знаем, как он попал в скульптуру; одна теория состоит в том, что ему не хватало работы ювелиром, и поэтому он занялся другой профессией. Тем не менее, он потратил достаточно времени на золото, чтобы развить впечатляющее мастерство в деталях, наблюдаемое во всех его работах.
Куратором шоу является Эндрю Баттерфилд, арт-дилер, который написал отмеченную наградами книгу о скульптуре Верроккьо 20 лет. тому назад. «Я не могу уйти от него», - усмехнулся Баттерфилд во время разговора с Observer. Эта шутка лежит в основе выставки. Верроккьо неизменно оказывает влияние на поколения итальянских художников.
Баттерфилд создает сцену. «Если бы вы вошли в мастерскую Верроккьо в 1460-х годах или около того, буквально в пространстве размером с однокомнатную квартиру в Нью-Йорке, у вас в одном углу был бы Леонардо, который над чем-то работал. В другом углу будет Перуджино. В какой-то момент там был (Сандро) Боттичелли », - сказал он. «Итак, в относительно небольшом пространстве у вас были все эти подающие надежды гении. Это место было своеобразной лабораторией искусства Высокого Возрождения ». Сотрудничество было нормой, особенно в картинах того времени - отсюда постоянные научные споры о том, кто что писал.
Андреа дель Верроккьо, «Дама с цветами», ок. 1475/1480. Мрамор. Museo Nazionale del Bargello, Флоренция
Если одна работа кажется готовой украсть шоу, то это «Дама с цветами», мраморная скульптура 1475-80 годов, которую большинство экспертов согласны с работой Верроккьо. Молодая женщина прижимает к груди нежный букет цветов. Ее природные черты и простая туника необычны для скульптур женских фигур того времени, и мы не знаем, является ли произведение подобием реального человека. Если выражение лица безмятежно, асимметрично сложенные руки фигуры, сжимающие цветы, обладают деталями и выразительной нежностью, которые Верроккьо передавал своим лучшим ученикам.
Некоторые из этих учеников, например Леонардо, были художниками. Эффект Верроккьо нельзя пропустить в показе Леонардо «Портрет Джиневры де Бенчи» (1474-78), молодой дворянки с широким лицом, руки которой открывают не только ее безразличное лицо.
Противостояние Верроккьо-Леонардо будет магнитом для толпы, что может повысить посещаемость Национальной галереи, поскольку«Микеланджело: божественный рисовальщик и дизайнер» выступил на выставке Met в 2017-18 годах. (Помогает то, что Национальной галерее принадлежит картина Леонардо Джиневра де Бенчи, единственная картина Леонардо в Америке.)
Также поможет каталог выставки с яркими фотографиями работ Верроккьо Антонио Кваттроне. Эти потрясающие фотографии - больше, чем маркетинговые приемы, говорит Баттерфилд, который отмечает, что они имеют решающее значение в дебатах об атрибуции с участием Верроккьо.
В прошлом, по его словам, «люди пытались решить эти вопросы с помощью фотографий, и технологии фотографии просто не хватало ». Теперь такие изображения, как Quattrone, могут позволить экспертам со всего мира увидеть работы и изучить их при сверхувеличении.
С развитием цифровых технологий в этих изображениях, сказал он, «споры не прекратятся. , но это должно обеспечить более прочную основу для обсуждения ».
Леонардо да Винчи, Джиневра де Бенчи, ок. 1474/1478. Масло на панели. Национальная галерея искусств, Вашингтон
У торговца произведениями искусства (и ученого) может вызвать недоумение то, что он ведет дискуссию, которая все еще ставит в тупик экспертов, но Баттерфилд подчеркивает, что годы в торговле произведениями искусства заострили его глаза.
«Большая часть работы дилером заключается в том, что вы сталкиваетесь с широким спектром материалов любого уровня качества, от великолепного до смешного. От вещей, которые принадлежат Эрмитажу или Метрополитену, до вещей, которые стоят пять долларов на барахолке. Вы видите, как они покрыты краской и залиты грязью. Вы видите их по частям или без этикеток, - сказал он, - вы учитесь смотреть ».
И дилер, выносящий суждение относительно Верроккьо или чего-то еще, отмечает он, может многое потерять:« Если вы что-то публикуете в журнале и ошибаетесь - ну и что. Если вы дилер и ошибетесь, вам предъявят иск ».
комментариев